Персональная страничка Ерошенковой М.В.


5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори
В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева
Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана
Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.
Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика
Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.
Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.
Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.
Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).


Конспект занятия по нетрадиционной технике

рисования пальчиками для детей 2–3 лет «Идёт дождь»

 

Конспект занятия по рисованию во второй группе раннего возраста

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования для детей 2-3 лет «Идёт дождь»

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

1) Образовательные:

  • научить рисовать точки пальчиками;
  • продолжать знакомить с основными цветами (синий);

2) Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук,
  • координацию движения рук;

3) Воспитательные:

  • воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности;
  • бережное отношение к вещам,
  • доброжелательное отношение друг к другу

Материалы: демонстрационный материал - тучка, листы альбома с изображением тучки, гуашь синего цвета.

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент

2. Беседа о погоде

3. Физкультминутка

4. Показ этапов работы пальчиками

5. Самостоятельная работа детей

6. Анализ получившихся работ

7. Итог занятия

Воспитатель обращает внимание детей на погоду за окном.

- дети, посмотрите в окно, какое сегодня время года? Весна. А что унас на улице идет?

Дети: дождь.

Воспитатель: правильно, дождь. А когда вы шли в детский сад, ножки не промочили?

Дети: нет.

Воспитатель: это хорошо.

Раздается стук.

Воспитатель: а это кто к нам в гости пришел?

Дети: тучка.

Воспитатель: тучка-хулиганка в гости к нам пришла, тучка-хулиганка дождик принесла. Ах как хочется гулять, надо тучку поругать.

Физ. минутка - Звучит песня Ю. Энтина и Д. Тухманова «Виноватая тучка». Дети под слова песни выполняют движения с обращением к тучке.

Воспитатель: (после завершения физ. минутки) раз нельзя идти гулять будем с вами рисовать.

Воспитатель приглашает детей за стол, на котором лежат лист бумаги формата А4 (целый лист необходим для детей младшей группы для размаха детской руки) с изображением тучки, разведенная гуашь (до консистенции сметаны) синего цвета, влажные салфетки.

Воспитатель показывает на мольберте как правильно нужно рисовать.

Воспитатель: ребята посмотрите, что у нас нарисовано на листочке?

Дети: тучка.

Воспитатель: а давайте с вами нарисуем дождь, который идет из тучки. Посмотрите как это буду делать я. Берем краску. Какого цвета у нас краска?

Дети: синего.

Воспитатель: правильно, синего. Указательный палец окунаем в краску, и наносим отпечаток нашего пальчика на лист бумаги, под тучкой, располагая отпечатки по всему листу.

Каждый ребенок выполняет тоже самое у себя на листочке.

Воспитатель: ребятки давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие вы все молодцы.

Воспитатель вешает работы детей на мольберт, дети любуются своими работами.

Воспитатель: вам нравится, как мы сегодня поработали?

Дети: да.

Ребята все хлопают в ладоши (ах какие мы молодцы).


 

 

Ерошенкова М. В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 112 Центрального района
Санкт-Петербурга


ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников


 Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, с несформированностью нравственно-эмоционально волевой сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

 Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

 Сенситивным периодом в формировании коммуникативных компонентов является дошкольное детство.

 Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.

 Ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь, как частный случай речевого общения и приближает к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход позволяет избавиться от ситуации «говорение ради говорения», которая встречается в практике работы детских садов и ведёт к снижению интереса детей к обучению родной речи.

Выделяют несколько групп коммуникативных умений:

1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе;

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, просьба, извинение, жалоба, сочувствие, и т. д. ;

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение;

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

В младшем дошкольном возрасте уделяем больше внимания первым трём группам.

 

Работу по развитию коммуникативных навыков мы реализуем по следующей модели:


 Благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов мы произносим правильно и четко звуки родного языка.

 Артикуляционный аппарат развивается не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

 Для детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые и способствуют формированию точных, чётких, дифференцированных движений органов речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

В младшем дошкольном возрасте уделяем внимание базовым упражнениям:

  1. Улыбка;
  2. Дудочка;
  3. Открой и закрой дверцу;
  4. Заборчик;
  5. Лопатка;
  6. Иголочка;
  7. Часики;
  8. Качели.

 Артикуляционные упражнения проводим ежедневно и лучше 2 раза в день (до приема пищи).

 Для большей заинтересованности малышей каждое упражнение лучше сопровождать веселыми стишками, картинками.

Модель преподнесения материала:

1. Знакомим с одним базовым упражнением.

 Например, упражнение «Улыбка»:

 Тянуть губы прямо к ушкам

 Очень нравится лягушкам

 Улыбаются, смеются,

 А глаза у них как блюдца.

После чтения стихотворения воспитатель вместе с детьми выполняет упражнение. Когда дети освоят данное упражнение, взрослый читает, а малыши выполняют.

2. Знакомим с другим базовым упражнением.

 Упражнение «Дудочка»:

 Мои губы – трубочка –

 Превратились в дудочку.

 Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

3. Чередование упражнений («Улыбка-Дудочка»):

 Свои губы прямо к ушкам

 Растяну я как лягушка.

 А сейчас я дудочка,

 Дудочка-погудочка

 Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

 В дальнейшем можно придумывать игры - истории, включая разные артикуляционные упражнения.

 К технике выполнения упражнений детьми 3-х летнего возраста не предъявляется больших требований. Главное – усвоение базовых умений.

 Детей 4-х летнего возраста в игровой форме знакомим с органами артикуляционного аппарата: рот – это дом для языка, в доме есть две дверцы - это губы и зубы. Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

 Кроме упражнений для губ и языка берем упражнения для щёк, например: «Хомячок» – надуть щёки, «Голодный хомячок» – втянуть щёки и др.

 Вместе с артикуляционной гимнастикой используем игры на развитие речевого дыхания. Ведь хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Например: «Шторм в стакане»,«Футбол», «Волшебная бутылочка», «Кораблик» и др.

 Второе направление нашей работы - это формирование собственно речевых умений у детей: тренинги, коммуникативные игровые ситуации, речевые игры.

 Цель тренингов заключается в освоении приёмов позитивного налаживания контактов и поиска активного общения.

 Тренинги - приветствия с последующим усложнением.

1. «Осьминожки».

 Малыши, сидя на ковре, опуская пальчики на ковер, изображают осьминожек, которые ползают и встречаясь с другими осьминожками здороваются и приветствуют друг друга.

2.«Назови по имени».

 Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, ласково называет его по имени и приветствует. Мяч передаётся по кругу, при этом дети ласково называют друг друга по имени, приветствуют.

3. «Приветствие».

 Дети, стоя в кругу, передают мяч (клубок) друг другу и говорят слова приветствия с комментариями (например: «Доброе утро, Маша. У тебя красивый бантик»).

4.«Волны» (начало года).

 В данном тренинге, каждый из детей может почувствовать себя в импровизированном море. Ребенок, изображающий купальщика, становится в круг ребятишек, изображающий волны. «Волны» ласково поглаживают купальщика со всех сторон, приговаривая: «Мы тебя любим!». И каждый ребенок может почувствовать нежность и ласку своеобразных волн.

5.«Волны» (конец года).

 Воспитатель говорит: «В море бывают не большие волны, и так приятно когда они касаются тебя. Давайте превратимся в морские волны и будем двигаться так же, как они журчать; улыбаться, как волны искрятся на солнце.
Затем воспитатель предлагает искупаться в море. Купающийся становится в центре круга, волны окружают его и, поглаживая, тихо произносят нежные, ласковые слова о ребенке.

6.«Ссора».

 Дети становятся спиной друг к другу и «ссорятся» - притопывают ногами, машут сжатыми кулаками – эмоция злости. На слова воспитателя: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись» дети поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки, обнимаются, улыбаются. Потом эти слова дети говорят самостоятельно.

 Коммуникативные игровые ситуации актуализируют ведущие мотивы ребёнка, повышают уровень речевой активности, интереса к овладению новыми речевыми умениями и улучшают качества речевых высказываний дошкольника.

1. Игровые ситуации иллюстрированного типа – «Инсценировки с игрушками – готовое решение».

 С помощью игрушек (либо персонажей настольного или пальчикового театров) воспитатель разыгрывает ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребёнку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении. Например: «Как лиса пришла к доктору Айболиту», «Как медвежата помирились», «Как Серёжа и Миша делились игрушками» и др.

 Демонстрируем детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли зрителей, дети получают образец социально-одобряемого поведения.

 Затем воспитатель предлагает детям взять на себя роль героев и повторить ранее проигранную ситуацию. Первый раз желательно, чтобы участвовали активные дети. В последующем проигрывают более застенчивые и робкие малыши.

 С такими детьми проигрываем нарисованные игровые ситуации. Вводя ребенка в ситуацию, он может пользоваться цветными карандашами, чтобы раскрашивать рисунок. Малыш раскрашивает и тем самым у него снимается психологический зажим. Ребёнок расслабляется и начинает общаться раскованней.

2. Игровые ситуации активного участия – «Инсценировки – подскажи решение».

 Подключаем детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к ребятам с вопросами, вступают в спор, выражают сомнения в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать.

 Инсценировки – подскажи решение, лучше проводить после показа с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему.

 Кроме того, в работе с детьми используем и речевые игры, направленные на решение разных задач: на активизацию словаря, на развитие связной речи и др.

 Таким образом, в ходе систематической целенаправленной работы дети к старшему дошкольному возрасту начинают лучше взаимодействовать друг с другом, договариваться, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата, считаться с интересами товарищей. Речь при взаимодействии со сверстниками носит ситуативный характер. Содержание общения со взрослыми выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной. В группе меньше ссор между детьми, т. к. они уже владеют элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.

 Работу по развитию коммуникативных навыков необходимо продолжать и с детьми старшего дошкольного возраста и очень хочется, чтобы в этом нас поддерживали родители.


 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Полезные ссылки

Антикоррупция

© 2024 ГБДОУ №112 Центрального района Санкт-Петербурга

Please publish modules in offcanvas position.